Skip to main content
Департамент культуры Москвы
+7 (495) 608-52-21
107045, Москва, Малый Головин переулок, 10
+7 (495) 301-03-48
111396, Москва, Союзный проспект, 15а
+7 (499) 367-45-81
105043, Москва, Измайловский бульвар, д.30

Были и небыли Анатолия Соловьёва

Искусство Анатолия Петровича Соловьева – отважный диалог противоположностей: стремление создать обобщенный, атмосферный пейзаж и, несовместимое с этим, пристальное внимание к деталям; желание правдиво задокументировать жизнь и, в то же время, неутомимый полёт фантазии. Именно эта безотчётная смелость наива, не терпящая академического художественного канона и способная идти вопреки всем законам живописи, определила творческий путь Анатолия Соловьёва. На выставке «Были и небыли Анатолия Соловьёва» представлены лучшие работы московского живописца, созданные им в период с 1971 по 2017 год.

Анатолий Петрович родился в 1947 г. в Москве. Окончил ПТУ-17 и Всесоюзный заочный электромеханический техникум, работал слесарем по ремонту холодильного оборудования, затем инженером-электриком в проектных организациях. С 1995 г. работал в театре РАМТ в службе противопожарного наблюдения. Заниматься живописью Соловьёв начал с 1969 г., попробовав работать с акварелью в изостудии при МИСИ у педагога Б.Н. Саачакова, а затем окончил Заочный народный университет искусств, где занимался под руководством Б.С. Отарова и М.М. Левидовой, а также курсы иконописи и художественной росписи по дереву в Центре народных ремёсел ЗАО г. Москвы. Участник клубных и групповых выставок, Международных фестивалей наивного искусства и творчества аутсайдеров «Фестнаив» 2007, 2010, 2013 и 2017 гг.

Надо сказать, что стиль Соловьёва с годами почти не менялся, все его произведения имеют тёплую цветовую гамму, выполнены трепетным штрихом, а изображённые на них персонажи погружены в атмосферу романтической меланхолии. Нюансные композиции, проникнутые просветленной грустью, рассказывают нам о детстве художника, его друзьях и родственниках, любимых книгах и фильмах, путешествиях по России и загранице, живописуют трогательные моменты повседневности («Синицы на ветвях»). Разработанная Соловьёвым живописная манера не сводится исключительно к «трепетному штриху» и заслуживает отдельного рассмотрения. В её основе лежит парадокс, сочетание несочетаемого, – мы видим, что автор «акцентирует» каждый маленький объект на картине, буквально каждый лепесток, но при этом стремится выстроить композицию по законам перспективы и преломления свето-воздушной среды. Несмотря на это многие картины автора и сам принцип его работы (создание предварительных набросков и эскизов) тяготеют к профессиональной школе, вышеупомянутый парадокс и придает живописи Соловьёва неповторимое наивное очарование.

В 2014 году в Музее наивного искусства (ныне Музей русского лубка и наивного искусства) прошла первая персональная выставка художника. 

Ближайшие события в музее

+7(495) 301-03-48
© Музей наивного искусства
Ideas4Web